Роль управленческого труда в
развитии предприятия.
Суть управленческой деятельности
и общие факторы в работе руководителей.
Приступая к рассмотрению
сути управленческой деятельности и определению общих факторов в работе
менеджеров, следует прежде всего определить кого называют менеджером. Менеджер
— это член организации, который объединяет и координирует работу других её
членов для достижения желаемого результата.
Такое определение
соответствует современному подходу к управленческой деятельности. Оно может
быть отнесено к управлению организацией в целом, управлению конкретным
подразделением или отдельным сотрудником в организации, главным в этом
определении является ответственность менеджера за координацию деятельности
коллектива или отдельного работника при решении конкретных задач для достижения
целей организации. При этом следует иметь в виду, что менеджеры могут
выполнять в организации и другую работу (иметь и другие обязанности) в
дополнение к управленческим функциям.
Так же как и
организациям, менеджерам присущи общие характеристики. Однако общие характеристики
руководителей всех организаций менее очевидны, чем различия в их работе. В то
же время существуют, по крайней мере, несколько специфических характеристик
управленческой деятельности, общих для всех руководителей, которые определяют
отличительные особенности этой деятельности независимо от вида организации.
Такими характеристиками являются: суть
управленческой деятельности; роли руководителя; управленческие функции и уровни
управления.
Суть
управленческой деятельности. Управленческую деятельность можно представить
как процесс координирования и целенаправленной интеграции деятельности других
людей для обеспечения эффективности деятельности организации.
Раскрытие содержания
управленческой деятельности в целом представляет сложную задачу из-за ее
большого разнообразия. Для обеспечения этой задачи можно воспользоваться
выполненными исследованиями ряда авторов и специальными классификационными
схемами для описания работы менеджеров. Для описания сути управленческой
работы полезно также использовать известные подходы к этой деятельности с позиций
определения функций и процессов управления, систем и способов управления в
различных ситуациях, а также определения необходимых навыков управленческой
деятельности. Исследования управленческой деятельности показали, что она по
своей сути очень сильно отличается от неуправленческой работы. Американский
исследователь Минцберг, выполнивший исследования по изучению труда
руководителей высшего звена и обобщивший свои более ранние исследования, в
качестве отличительной особенности труда руководителей отметил большое
разнообразие конкретно выполняемой ими работы, на которую во многих случаях они
затрачивали мало времени, а также необходимость и умение принимать решения по
фрагментам проблем. Выводы американского ученого подтверждает практика менеджмента.
Суть управленческой
деятельности определяют большое разнообразие конкретно выполняемой
руководителем работы, её кратковременность и фрагментарность. Именно эти
качества (разнообразие, кратковременность и фрагментарность) являются отличительной
характеристикой управленческой деятельности. Минцберг также выделил роли
руководителей, которые определяют их поведение в организации.
Роли
руководителя являются набором определённых поведенческих правил,
соответствующих конкретной организации и конкретной должности, которые должен
«играть» руководитель в конкретной ситуации. При этом отдельная личность может
влиять на характер исполнения конкретной роли, но не на её содержание. Минцберг
выделяет 10 ролей, которые выполняют руководители в различные периоды
управления и в разной степени применительно к специфике и масштабам организации,
а также занимаемой ими должности. Эти роли объединены в три группы:
межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли
руководителя взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого представления
о его поведении в организации.
Межличностные роли,
называемые также ролевыми установками, определяют поведение менеджера как главы
(главного руководителя) и связующего звена при выполнении работы с людьми в
организации и вне её. Информационные роли (ролевые установки) всех
менеджеров включают функции принимающего и распределяющего информацию (приёмника
и распределителя), связанные с получением, сбором и распространением
информации, а также представителя при представлении своей организации во
внешней среде. Роли (ролевые установки), связанные с принятием решений, определяют
поведение менеджеров как предпринимателей, устраняющих нарушения в работе
организации, распределителя ресурсов в организации для достижения её целей и
ведущего переговоры для получения выгоды и устранения препятствий в достижении
успеха организации. Примерное содержание ролей, выделенных Минцбергом,
приведено в табл. 1.
Таблица 1.
Роли
руководителя (по определению Минцберга).
Роль
|
Описание
|
Характер
деятельности
|
1
|
2
|
3
|
Главный руководитель
Лидер
Связующее
звено
Приёмник
информации
Распределитель
информации
|
Символический
глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей
правового или социального характера
Ответственный
за мотивацию и активизацию деятельности подчиненных, за набор персонала,
подготовку и связанные с этим обязанности
Обеспечивает
работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников, которые
представляют информацию и оказывают услуги
Разыскивает
и получает различную информацию специального характера, которую (понимая
организацию и внешние условия) успешно использует в интересах дела; выступает
как центр внешней и внутренней информации
Передает
полученную извне или внутри (от подчиненных) информацию членам организации,
в том числе чисто по факту получения или после интерпретации
|
Представительские
функции, действия, обусловленные положением руководителя, ходатайства
Фактически
все управленческие действия с участием подчинённых
Переписка,
участие в совещаниях на стороне (вне организации), другая работа с внешними
организациями и лицами
Обработка
всей почты, осуществление контактов, связанных с получением необходимой
информации (периодика, специальные издания, командировки)
Рассылка
почты по организациям. Вербальные контакты для передачи информации подчиненным
(беседы, обзоры)
|
Представитель
Предприниматель
Устраняющий
нарушения
Распределитель
ресурсов
Ведущий
переговоры
|
Передает
информацию для осуществления внешних контактов организации (относительно
планов, политики действий и результатов работы), действует как эксперт по вопросам
данной отрасли
Изыскивает
возможности внутри организации и за её пределами (проекты по совершенствованию,
контролирует разработку определенных проектов)
Отвечает
за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью
устранения неожиданных нарушений
Ответственный
за распределение ресурсов организации, что фактически сводится к принятию
или одобрению всех значительных решений в организации
Ответственный за
представительство организации на всех значительных и важных
переговорах
|
Участие в заседаниях. Обращение
через почту. Устные выступления, передача информации во внешние организации и
другим лицам
Участие
в заседаниях и обсуждениях стратегии, обзоры ситуации, инициирование разработок
проектов совершенствования организации
Обсуждение
стратегических и текущих вопросов, в том числе проблем и кризисов
Составление
графиков, запросы полномочий, действия, связанные с выполнением бюджетов.
Планирование работы подчинённых
Ведение
переговоров
|
Уровни
управления. Хотя все руководители играют определенные роли, это не значит,
что большое число руководителей в крупной организации заняты выполнением одной
и той же работы. Крупные организации имеют такой объём управленческой работы,
что она должна быть разделена между менеджерами с учетом занимаемого ими положения
в организации и выполняемой работы по управлению ее деятельностью, а также с учётом
специализации, связанной с конкретной функциональной зоной деятельности
менеджеров в организации. Это обеспечивается путём вертикального и горизонтального
разделения управленческого труда. Одной из очевидных форм горизонтального
разделения управленческого труда является расстановка конкретных руководителей
во главе отдельных подразделений по функциональному признаку конкретной сферы
деятельности (например, финансы, производство, маркетинг и т. д.). Как и для
выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая
работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиться успеха в
своей деятельности. Это приводит к вертикальному разделению управленческого
труда и формированию соответствующей иерархии управления.
Вертикальное разделение
труда, развернутое по пирамиде от руководителя, который возглавляет
руководителей, до руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала,
образует уровни управления.
При этом независимо от
конкретного числа уровней управления в организации руководителей всех уровней
традиционно делят на три категории, соответствующие трем уровням управления.
По определению социолога
Парсонса все руководители в организации могут быть отнесены к следующим уровням
управления: технический, управленческий и институциональный. На техническом
уровне руководители в основном занимаются ежедневными операциями и действиями,
необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве
продукции или оказании услуг, в обеспечении успешного функционирования
организации. На управленческом уровне руководители в основном обеспечивают
управление и координацию работ внутри организации, согласование различных форм
деятельности и усилий подразделений. На институциональном уровне руководители
заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов,
формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам,
управлением отношениями организации с внешней средой, а также с обществом, в
котором существует и функционирует данная организация.
Более широкое распространение
в практике менеджмента получил другой способ описания трех уровней управления,
при котором выделяются: высший,
средний и нижний уровень (звено) управления. Руководители высшего звена
представляют малочисленную группу руководителей, даже в самых крупных организациях
их всего несколько человек. Руководители среднего звена обеспечивают координацию
и руководят работой младших начальников. Характер работы руководителя среднего
звена в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем
организации в целом. Руководители среднего звена как социальная группа
испытывают особенно сильное влияние различных изменений экономического и
технологического характера в производстве. В течение 1980-1990-х годов волна
корпоративных слияний для повышения эффективности компаний вызвала также
радикальное сокращение руководителей этого звена. Руководители нижнего звена
(операционные управляющие, младшие начальники) составляют организационный
уровень, находящийся непосредственно над рабочими или другими работниками (не
управляющими). Большую часть руководителей в крупной организации составляют именно младшие
начальники.
Функции
управления - совокупность определённых управленческих действий, направленных
на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения организацией
желаемого результата (целей), имеющих место на всех уровнях управления,
определяется функциями управления. Можно отметить, что работа управленческого персонала
непосредственно связана с выполнением конкретных функций управления для достижения
организацией своих целей. При этом для рассмотрения сути
управленческой деятельности, выполняемой менеджерами, можно ограничиться
универсальными функциями управления, включая: планирование, организацию,
мотивацию и контроль. Деление менеджеров по функциям управления определяет их
профессиональную специализацию при выполнении определенной управленческой
деятельности и обеспечении функциональной специализации, связанной с
техническими и иными профессиональными знаниями и навыками. В этой связи
следует отметить, что менеджеры должны иметь различные навыки, необходимые им
для эффективного выполнения возложенных на них функций управления организацией.
Навыки
управления. В практике менеджмента выделяют три основных типа навыков (в
дополнение к ролевым установкам руководителей): технические, межличностные и концептуальные. Техническими
называют навыки, включающие знания и мастерство менеджера в конкретной
специализированной сфере деятельности. Навыки межличностного общения (называемые
также «человеческими» знаниями) отражают способность менеджера контактировать
с другими людьми как индивидуально, так и в составе группы. Под
концептуальными навыками понимают способность менеджера думать и осмысливать
абстрактные ситуации, видеть организацию как единое целое и одновременно
видеть взаимосвязь между ее отдельными подразделениями, а также определять место
организации в среде, в
которой она функционирует. Исследования деятельности менеджеров различного
уровня управления, выполненные Р. Кацем, показали, что относительная
значимость этих навыков не одинакова для различных уровней управления. При этом
навыки межличностного общения одинаково важны для менеджеров всех уровней
управления. Менеджеры нижнего (технического) уровня и многие менеджеры
среднего (управленческого) уровня в большей мере связаны с техническими
аспектами деятельности организации и соответственно для них наряду с навыками
межличностного общения наиболее важными являются технические навыки. Концептуальные
навыки обязательны для управленческого персонала любого уровня, но их важность
возрастает по мере продвижения менеджеров к высшим должностям управления организацией.
Современные исследования расширили выводы Р. Каца в части видов (типов) навыков.
Наиболее важными навыками, необходимыми менеджерам для эффективного управления
организацией, принято считать умение формулировать цели и решать проблемы
деятельности организации, управление временем, навыки межличностного общения,
работа в коллективе и управление конфликтами.
Успешное управление
организацией.
В практике менеджмента успешным
считается управление, при котором обеспечивается достижение целей организации. Однако понятие успеха организации требует конкретизации и
пояснения. Во-первых, всякий успех может быть оценен через определенные
результаты деятельности организации (её показатели, характеристики или
состояния), которые отражают сущность этого успеха, в том числе по отношению к
другим организациям. Решением такой проблемы может быть определение общих
составляющих успеха организации в рассматриваемых условиях ее
функционирования. Во-вторых, приведенное выше определение успешного управления
(как достижение целей организации) необходимо дополнить основными подходами к
решению главных проблем управления организацией, функционирующей в условиях
изменений внешней среды, характерных для рыночной экономики.
Основные составляющие
успеха организации.
В рыночной экономике
успех деятельности организации определяют: выживание, результативность и
эффективность деятельности, производительность и практическая реализация
принимаемых решений.
Выживание
характеризует
возможность организации осуществлять свою производственно-сбытовую
деятельность как можно дольше в условиях изменения внешней среды. Это особенно
актуально и является первейшей задачей большинства отечественных предприятий
при трансформации экономики. Чтобы обеспечивать хозяйственную деятельность и
оставаться дееспособными в течение длительного времени большинству
организаций приходится периодически менять свои цели, выбирая их в соответствии
с изменяющимися потребностями и конъюнктурой рынка, а также с учётом изменения
других факторов внешней среды. Практически все организации, созданные для
бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг, постоянно
ведут конкурентную борьбу за занятие или сохранение позиции на рынке,
обеспечивающей им определенные блага для своего развития.
Результативность
и эффективность определяют условия, при которых организация сможет осуществлять
свою деятельность на рынке в длительном периоде. В силу этого, чтобы иметь
успех в течение длительного времени (чтобы выжить и достичь своих целей),
деятельность организации должна быть результативной и эффективной. По мнению
известного исследователя проблем управления Питера Друкера результативность
является следствием того, что организацией «делаются правильные вещи» (doing the right things). В этом случае эффективность является следствием того, что
организацией «правильно создаются эти самые вещи» (doing things right). Это требует, чтобы организации постоянно
производили товары (услуги), пользующиеся спросом покупателей, отдающих им предпочтение
по сравнению с товарами (услугами) других производителей. При этом
эффективность деятельности организации определяется издержками ресурсов и
трудовыми затратами на удовлетворение конкретного спроса в соответствующих товарах
и услугах. Чем меньше будут затраты на производство определенных товаров или
услуг, тем эффективнее деятельность организации и тем больший успех (выгоду от
выполненной работы) она будет иметь.
Производительность.
Приведённое
общее представление об эффективности и результативности весьма абстрактно и не
позволяет проводить сравнительную оценку организаций, а также определять
конкретные негативные тенденции в работе каждой из них, хотя такое решение
желательно получить менеджеру как можно раньше. Поиск количественной оценки
эффективности деятельности организаций привел к показателю относительной
эффективности, в качестве которого в менеджменте используется
производительность.
Производительность
характеризует соотношение количества единиц продукции или услуг, полученных
организацией на выходе, к количеству единиц на входе (израсходованных ресурсов
организации). Чем более эффективна деятельность организации, тем выше
её производительность. Ключевой составляющей производительности является
качество производимой продукции или услуг. Производительность на всех уровнях
организации является важным фактором для того, чтобы организация могла выжить
и добиться успеха в условиях конкуренции. Больший объём продаж даёт более
производительной организации больше возможностей для закупки ресурсов с целью
расширения производства и последующего увеличения дохода (по сравнению с
другим производителем, имеющим меньшую производительность). Вопросы оценки
производительности как относительного показателя эффективности деятельности
организации и управления ею рассматриваются в рамках курса менеджмента.
Практическая
реализация непосредственно характеризует эффективность управления
организацией. Целью управления является наиболее эффективное выполнение
реальной работы реальными людьми. При этом само управление непосредственно
реализуется как конкретное управленческое решение (совокупность решений). В
свою очередь, успешным управленческим решением является такое решение, которое
реализуется, то есть превращается в результативное действие по достижению
целей организации.
Подходы к управлению,
направленному на успех
Для обеспечения успеха
деятельности организации управление должно строиться на определённых
принципах, обеспечивающих достижение её целей в условиях изменений внешней
среды. Эти принципы определяют соответствующие подходы к управлению,
направленному на успех. К числу общих подходов к управлению относят: обобщение,
ситуационный подход, интегральный подход и системный комплексный подход.
Обобщение
направлено
на решение двух общих проблем управления организацией. Первая проблема - это сложность организации как объекта управления.
Установление общих, присущих всем организациям характеристик в процессе их
обобщения, помогает сократить трудности чрезвычайно сложной задачи управления
различными видами деятельности конкретной организации, сведя ее представление
до масштабов, при которых организация может восприниматься как единый объект
управления. Обобщение позволяет увидеть работу руководителя в целом и
учитывать взаимодействие компонентов этой работы. Принимая во внимание, что
многие элементы и факторы успешной деятельности являются общими для различных
организаций, можно разработать модели, учитывающие взаимосвязи факторов,
влияющих на успех деятельности организации. При достаточном обобщении объекта
управления возможно также определить (выделить) общие процессы и технологии
успешного управления, применимые для всех организаций.
Вторая
проблема связана с зависимостью результатов деятельности организации от
внешней среды. Обобщение результатов анализа деятельности организации, оценки
ее сильных и слабых сторон, а также факторов внешней среды позволяет выявить
тенденции и закономерности их изменения. Выявленные тенденции, в свою очередь,
позволяют сформулировать долговременные цели и совокупность управленческих
действий (правил) при управлении организацией, при реализации которых она
может добиться успеха.
Ситуационный
подход отражает общую тенденцию развития современного менеджмента.
Обобщенная концепция поведения организации и оценка тенденций поведения
внешней среды слишком неточны, чтобы применяться безоговорочно в практике, в
силу большой динамичности факторов внешней среды и внутренних переменных
организации.
При реализации
управленческих функций в конкретной организации и в конкретных условиях
необходимо принимать во внимание специфические отличия и особенности этой
организации по отношению к общим тенденциям и обобщенным характеристикам и
моделям.
Эти отличия, которые
принято называть ситуационными переменными, разделяются на две основные
категории: внутренние переменные организации и внешние факторы (факторы
внешней среды). Внутренние переменные
характеризуют конкретную организацию. К ним относят: цели и задачи
организации, горизонтальное и вертикальное разделения труда, определяющие её
структуру, технологии и людей. Внутренние переменные отражают результаты
управленческих решений относительно того, что делать, кому и как это делать в
организации. Эти решения определяют результативность и эффективность
конкретной организации по сравнению с другими. Внешние факторы, влияющие на успех организации (конкуренты,
источники ресурсов и технологий, социальные факторы, покупатели,
государственное регулирование и другие факторы прямого и косвенного
воздействия), являются факторами среды, находящейся вне организации. Однако
они оказывают значительное влияние на достижение успеха организацией. Чтобы
организация реагировала на эти факторы своевременно и правильно, а именно в
этом заключается задача управления, направленного на успех, руководитель должен
в полной мере понимать это влияние, выделить важнейшие из факторов, и все это
учесть в принимаемых управленческих решениях, не забывая при этом и о
последствиях самих решений. Ситуационный подход к управлению является
обязательным условием достижения успеха.
Интегрированный
подход отражает необходимость оценки влияния ситуационных переменных на
достижение желаемого успеха в определенной перспективе. Простого определения переменных,
которые в наибольшей мере воздействуют на успех организации, как правило,
недостаточно, чтобы определить, какое из возможных решений будет лучшим для
достижения целей. Трудность заключается в том, что все многочисленные
ситуационные переменные и функции управления организацией взаимосвязаны.
Компоненты ситуации и управления в организации настолько связаны между собой,
что их нельзя рассматривать независимо друг от друга.
В процессе управления
руководители осуществляют соответствующий выбор внутренних переменных
организации с учетом воздействия внешних факторов. Необходима интегрированная
оценка внутренних и внешних переменных на основе результатов обобщения и
принимаемых решений, которые должны иметь направленность на длительный успех
организации. Менеджер учитывает факторы внешнего окружения и целенаправленно
изменяет внутренние переменные организации при принятии конкретных управленческих
решений, ведущих к достижению организацией желаемого результата.
Системный
комплексный подход является базовым при рассмотрении сложных процессов
взаимодействия предприятия и его среды в процессе принятия управленческих
решений. Одним из важных следствий тесного взаимодействия внутренних
переменных и факторов внешней среды является то, что руководитель никогда не
может однозначно оценить правильность применяемого метода и способа
формирования управленческого решения, как и правильность самого решения. Большинство
управленческих решений имеют как положительные, так и отрицательные
последствия.
Эффективное управление —
это сложный процесс балансирования и компромисса, предполагающий намеренные
уступки, когда это необходимо для блага предприятия. Чтобы постичь суть
возможных последствий, руководителю необходимо видеть всю ситуацию как единое
целое, включая предприятие, факторы внешней среды и ожидаемые последствия
принимаемого управленческого решения.
Сегодня совершенно
очевидно, что не только настоящее, но и будущее творят менеджеры — люди,
управляющие трудовым коллективом в самых различных сферах деятельности и
обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач (экономических,
социальных, политических, экологических и т. д.), создающие условия для лучшей
жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств
менеджера, от его умения работать с людьми.
Менеджер — специалист по
управлению бизнесом, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью
его сотрудников, обеспечивающий высокую эффективность производства и реализации
продукции, услуг на основе оптимального использования всех ресурсов
предприятия, прежде всего — человеческих, за счёт применения самых современных
принципов, форм, методов, приёмов и средств науки управления.
Анализ эффективности управленческого труда, методов руководства и технологии управленческих процессов.
Менеджер — мотор рыночной
экономики. Еще недавно основное внимание руководители предприятий и их
подразделений уделяли изучению разных технологий производства, планирования и регулирования
деятельности предприятий, организации ряда других сфер деятельности. Сегодня всё
больше уделяется внимания вопросам управления коллективом. Человеческий фактор
становится решающим. Исследованиями было установлено, что отдача работников
предприятия в значительной мере связана с методами работы руководителя, его
способностями создать хорошие взаимоотношения в коллективе. Как установлено психологами
и социологами эффективность руководства на предприятии в значительной степени
зависит от стиля работы руководителя. Наиболее приемлемым в современных
условиях становится демократический стиль руководства. Однако это не означает,
что на него ориентируются всех случаях. В некоторых критических ситуациях может
оказаться предпочтительным авторитарный стиль руководства. Кроме того,
необходимо иметь в виду, что чаще всего у менеджеров не наблюдается один ярко
выраженный стиль руководства.
Руководитель предприятия
способен положительно влиять подчинённых и создавать лучшие взаимосвязи путём
реализации рациональной системы мотивации и использования так называемой
харизмы, то есть воздействия силой примера. Безусловно, оптимально, когда
руководитель предприятия одновременно является как формальным, так и
неформальным лидером в своем коллективе.
Вопросам определения
комплекса знаний, способностей, личных
и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется ныне большое
внимание. Многие учёные, представители различных школ, занимающихся разработкой
методов и форм управления производством, пытались сформулировать основные требования,
которым должен удовлетворять идеальный менеджер, оказалось, что выявить такие
конкретные требования практически невозможно, поскольку требования к менеджеру
не могут быть одинаковыми при всех условиях, а зависят от особенностей среды, в
которой менеджеру приходится работать. Но в то же время условия работы в
процессе развития предприятия могут и должны трансформироваться и поэтому
менеджеру важно обладать способностью менять методы и стиль руководства в
зависимости от создающихся условий. В этом и заключается, в частности,
способность менеджера при любых условиях успешно управлять бизнесом.
Важным для менеджеров
является понимание потребности запросов людей, умение правильно оценивать
потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам
и рекомендациям членов коллектива, содействовать развитию их инициатив и
оптимально использовать их в практической работе.
Организаторские
способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твёрдую,
сознательную дисциплину, без которой предприятие не может нормально работать.
Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчинённых, не
грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к
плодотворной деятельности, правильным воспитанием, хорошим отношением к людям,
личным примером руководителя. Она основывается на взаимном уважении подчинённых
менеджеров.
Организаторские
способности менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых
качеств, особенностями характера, способностью к выполнению управленческой
работы. К основам чертам характера, которые столь важны для менеджера, можно отнести
самостоятельность и творческий характер
мышления, инициативу, целеустремленность. Успех на поприще управленческий
работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в
отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, деловой
предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего выявляются на
практической работе. Только здесь можно проверить, как он в состоянии использовать
имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.
Очень важны для
руководителя такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.
д. Эти типичные качества менеджера помогают ему завоевать авторитет как среди
своих подчинённых, так и среди всего коллектива предприятия. Наличие авторитета
является наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.
Разграничивая понятия —
знание, умение, деловые и личные качества менеджера, можно примерно так определить
разницу между ними: знания служат для того, чтобы представлять, что надо делать;
умения и навыки дают возможность осознать, как это сделать; деловые и личные
качества обеспечивают способность к анализу обстановки, правильной её оценке,
уверенность в принятии оптимальных решений и энергичные действия по претворению
принятых решений в жизнь. Чтобы квалифицированно управлять фирмой, менеджеру
необходимо иметь соответствующие знания в области техники, экономики, организации
производства и управления.
Знания эти должны быть не
только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Общий
объём комплекса теоретических и практических сведений для осуществления практического
руководства зависит от тех функций управления, которое выполняет менеджер.
Чем крупнее
подразделение, тем большим комплексом знаний он призван обладать. Объём
необходимой менеджеру информации в различных областях науки и практики зависит
от того, каким участком бизнеса он управляет. Так, для руководителей технических
служб наиболее важным является наличие у них глубоких технических знаний, для
начальника производственных звеньев — знаний организации производства и
управления. Однако всем руководителям необходимо иметь глубокие экономические
знания.
Не все даже самые
высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями,
способны успешно руководить организацией. Менеджеру необходимо иметь
способности в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений.
Любой самый талантливый и работоспособный менеджер не способен добиться успеха,
если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу и трудовую
деятельность подчинённых, сочетать оперативное руководство производством с работой
над перспективными вопросами. Менеджеру важно уметь предвидеть будущее, не
успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно
ставить перед коллективом новые, напряжённые, но реальные задачи по развитию и
совершенствованию деятельности организации.
Оперативное руководство
заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное решение многообразных
задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в решении
текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению его нормального ритма и хода.
Большое значение имеет
умение менеджера подбирать себе помощников, чётко распределять функции,
обязанности и ответственность каждого из них, предоставлять им возможность
самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохраняя за
собой оперативный контроль за работой звеньев. При всех обстоятельствах менеджер
призван быть ярко выраженным лидером.
Лидер — человек, обеспечивающий интеграцию групповой деятельности, объединяющий
и направляющий действия всей группы. Лидерство характеризует
отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации,
готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление
перенимать положительный опыт. Доверие к лидеру определяется его
человеческими качествами, особым авторитетом, ответственным отношением к делу и
людям. Отношения лидерства в оптимальном варианте совпадают с формальными полномочиями
менеджера.
Нынешний этап развития
рыночной экономики в Республике Беларусь революционен, поскольку изменениям
подвергаются прежде всего психология управляющего, стиль его хозяйственного
поведения, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе
управления. В эру острой конкуренции и
глобальных перемен руководителю уже недостаточно быть просто менеджером, как
бы высокой ни была его квалификация. Согласно
преобладающей ныне точке зрения, деятельность менеджера имеет более технический характер (планирование,
работа с бюджетом, организация, контроль). Сфера действий менеджера-лидера
гораздо шире. Вместо последовательного, постепенного развития такой деятельности
менеджер стремится к коренным преобразованиям и обновлению. Лидер предвидит в
будущем возможности, которых не видят другие. Он выражает свое отношение в
концепции, в простой ясной картине, которая, по сути, является мечтой,
раскрывающей, чем должна стать организация или в каком направлении ей нужно развиваться.
Менеджер добивается понимания этой концепции, объясняя, что она осуществима,
но что её реализация зависит от вклада каждого работника. Своим примером,
руководящей ролью, воздавая должное людям за их успехи, воспитывая у них
гордость за свою работу, он вдохновляет сотрудников на воплощение концепции в
жизнь. Современные менеджеры-лидеры — это носители нового хозяйственного
мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на
использование кулътурно-этических инструментов руководства.
Эффективным менеджером, отвечающим
запросам новой философии управления, считается человек, который осознаёт, что
его авторитет непосредственно зависит от уважения подчинённых, а не от его
формального статуса. Опыт ведущих фирм убеждает в том, что авторитет — это
высокий профессионализм и стремление к современному стилю управления. Речь идёт
о способности управляющих вести дело так, чтобы их подчинённые постоянно
чувствовали к себе уважение, были причастны к решению возникающих проблем, не
испытывали помех в созидательном труде, полностью неся ответственность за
результаты деятельности и чувствуя при этом свою значимость. Можно выделить
следующие основные черты современного руководителя:
- доступен каждому
работнику, тон обсуждения любых проблем неизменно доброжелателен;
- глубоко вовлечён в
процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения,
лично знаком со значительной частью работников, много времени уделяет поиску
подходящих кадров и их обучению;
- не терпит кабинетного
стиля управления, предпочитает появляться среди рядовых работников и обсуждать
проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, охотно берёт
на себя ответственность и часто идёт на риск;
- терпим к выражению
открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на
доверии;
- вину за неудачи
принимает на себя, не теряя времени на поиск виновников, для него самое главное
— преодолеть ошибку;
- при выдвижении на
ответственные посты рекомендует, в первую очередь, способных сотрудников
организации и лишь в исключительных случаях приглашает специалистов со стороны;
- поощряет
самостоятельность подчинённых, причём мера этой самостоятельности точно соответствует
способностям и профессионализму работника;
- без необходимости в
работу подчинённых не вмешивается, а контролирует только конечный результат и
ставит новые задачи;
- уверен в себе и
собственных силах, неудачи воспринимает как временное явление;
- постоянно перестраивает свою
работу, ищет и внедряет новое, поэтому возглавляемая им организация оказывается
более мобильной и устойчивой в кризисных ситуациях, эффективно функционирует и
интенсивно развивается.
В процессе управления используется
множество разнообразных способов, подходов и приёмов, позволяющих упорядочить,
целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и
операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы
управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой
деятельности, применяемые для постановки и достижения её целей.
Методы занимают особое
место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение его
теории и практики. Действительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую работу, методы
позволяют сформировать систему правил, приёмов и подходов, сокращающих затраты
времени и других ресурсов на целеполагание и целереализацию. Одновременно с
этим использование системы методов при изучении новых проблем управления
позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нём
процессов и явлений, способствуя развитию теории управления.
Классификация конкретных
методов осуществляется по трём основным направлениям, позволяющим выделить
методы: управления функциональными подсистемами; выполнения функций управления;
принятия управленческих решений.
Не менее важное значение
имеет и технология управленческих процессов. Предметом труда в
управлении является информация. Работа любого предприятия сопровождается
значительным ростом информационных потоков, связанных с необходимостью
получения и обмена достоверной информацией в реальном масштабе времени. По
существу, задача повышения эффективности управления, в первую очередь,
определяется возможностями качественного анализа полученной информации,
последующей подготовки и принятия решения, а также контроля за его исполнением. Аппарат управления,
работая с информацией, собирает её, обрабатывает, хранит и т. п. для
использования в процессе подготовки и принятия решения. Технология выполнения
таких работ в современных условиях приобретает особую значимость. Технология выполнения управленческих работ
— это совокупность разнообразных повторяющихся процедур, операций, выполняемых
работниками управленческого аппарата в определенной последовательности, на
основе функционального, профессионального, квалификационного и
операционно-технологического разделения труда.
Технология
управленческих процессов разрабатывается для: комплексов работ (функций,
подфункций), выполняемых раз личными подразделениями аппарата управления (при
этом определяются основной набор документов и работ, последовательность их
выполнения, взаимосвязи, состав участвующих в выполнении функции); комплексов
работ, выполняемых внутри структурного подразделения (при этом определяются
детальный перечень документов и работ, последовательность их выполнения,
взаимосвязи; состав исполнителей и распределение работ между ними, комплект
средств организационной и вычислительной техники); отдельных работ, состоящих
из определенного набора операций (при этом определяются перечни используемых
показателей, набор операций, последовательность, трудоемкость и методы их
выполнения, взаимосвязи между операциями, комплекс средств организационной и
вычислительной техники).
По видам
технология управленческих процессов подразделяется на: маршрутную, в которой
решаются вопросы последовательности движения информации (составления
документов) между пунктами её переработки; операционную, в которой решаются
вопросы последовательности и состава операций и методов их выполнения.
Возможна
типизация маршрутной технологии выполнения управленческих работ для каждой
работы по группе однородных предприятий или для комплекса работ. Операционная
технология по своей структуре в определенной мере может быть типовой для всех
управленческих работ. Управленческая работа может быть укрупнённо представлена
как взаимосвязанная совокупность логических и технических операций.
Совершенствование существующей технологии управленческих процессов или разработка вариантов принципиально новой технологии производятся в направлениях снижения затрат труда на подготовку и принятие решений, времени на ожидание информации и "пролёживания" документов при их передаче; сокращения общих сроков подготовки документов и длины маршрутов их движения; повышения оперативности выполнения работ и ритмичности труда исполнителей; проведения унификации и типизации форм документов, улучшения взаимоувязки технологий работ.
При выборе рационального варианта технологии управленческих работ следует соблюдать ряд условий, а именно:
- установление начала каждой работы только после окончания работ, от которых она зависит;
- обеспечение минимального числа связей кооперации за счёт повышения замкнутости процесса составления документов в одном подразделении;
- одноразовое перенесение данных из первичных документов в накопительные;
- ограничение числа пунктов переработки информации и ликвидация возвратных движений документов от исполнителя к исполнителю;
- исключение лишних операций и операций с информацией, не используемой для подготовки и принятия решений;
- сокращение дублирования и параллелизма в работе при обработке информации за счёт получения необходимой информации из других подразделений;
- повышение уровня использования организационной и вычислительной техники за счёт концентрации однотипных технических операций у отдельных исполнителей или передачи их в специализированные подразделения (компьютерные центры и т.п.);
максимальное использование одних и тех же документов разными подразделениями для подготовки и принятия решений, повышение коэффициента полезного использования информации в работе.
Таким образом, управленческий труд определяется большим разнообразием конкретно выполняемой руководителем работы. Для успешного осуществления этой деятельности каждый руководитель должен обладать определённым набором поведенческих правил, пользоваться определёнными методами и технологиями управления в зависимости от конкретной ситуации.
При выборе рационального варианта технологии управленческих работ следует соблюдать ряд условий, а именно:
- установление начала каждой работы только после окончания работ, от которых она зависит;
- обеспечение минимального числа связей кооперации за счёт повышения замкнутости процесса составления документов в одном подразделении;
- одноразовое перенесение данных из первичных документов в накопительные;
- ограничение числа пунктов переработки информации и ликвидация возвратных движений документов от исполнителя к исполнителю;
- исключение лишних операций и операций с информацией, не используемой для подготовки и принятия решений;
- сокращение дублирования и параллелизма в работе при обработке информации за счёт получения необходимой информации из других подразделений;
- повышение уровня использования организационной и вычислительной техники за счёт концентрации однотипных технических операций у отдельных исполнителей или передачи их в специализированные подразделения (компьютерные центры и т.п.);
максимальное использование одних и тех же документов разными подразделениями для подготовки и принятия решений, повышение коэффициента полезного использования информации в работе.
Таким образом, управленческий труд определяется большим разнообразием конкретно выполняемой руководителем работы. Для успешного осуществления этой деятельности каждый руководитель должен обладать определённым набором поведенческих правил, пользоваться определёнными методами и технологиями управления в зависимости от конкретной ситуации.
Подводя итоги, можно сказать следующее. В жизни постоянно происходят
изменения. Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы,
а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Менеджмент сегодня стал
необходимой реальностью, и к нему в белорусском обществе проявляется активный
интерес. Знание основ управления становится необходимым любому специалисту, ибо
это неотъемлемая часть его культуры. Следует также учитывать, что успех любого
предприятия зависит не только от личности управляющего, но и от организации его
труда.
Для успеха организации очень важны и
качество товара, и капитал, и квалификация работников и многое другое. Но если
у фирмы плохой менеджер, её не спасут и деньги, и люди – она может лишиться и
того и другого. Именно поэтому так важно правильно организовать управленческую
работу на предприятии.
Использованная
литература.
1. Беляцкий Н.П. Менеджмент: деловая карьера. Мн., 2000
2.
Виханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1998
3.
Гончаров
В.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. Мн., 2006
4.
Казначевская Г.Б. Менеджмент. Ростов-на-Дону, 2005
5.
Менеджмент: Учебник / под ред. М.П.Переверзева. М.,
2002
6.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основ менеджмента.
М., 1991
7.
Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2000
8.
Румянцева З.П. Общее управление организацией, М., 2004
9. Белорусский экономический журнал №1,2 2006
Мистер Бенджамин сделал все возможное, чтобы помочь мне с моим кредитом, который я использовал, чтобы расширить мой аптечный бизнес. Они были дружелюбны, профессиональны и абсолютно самоотверженны. Я рекомендую всем, кто ищет кредит, связаться с нами. lfdsloans@outlook.com.WhatsApp ... + 19893943740.
ОтветитьУдалить